Коррозия — дорогостоящая проблема для спринклерных систем. Это может вызвать утечку, которая может привести к повреждению спринклерных систем, повреждению водой и, в конечном итоге, к замене всей системы. В этой публикации рассказывается о том, что такое коррозия, где ее найти, как она влияет на спринклерную систему и как ее обнаружить и предотвратить.
Что такое коррозия?
Обычно, когда мы говорим о коррозии, мы говорим о реакции металла с окружающей средой, что приводит к ухудшению качества металла. В спринклерных системах кислород часто реагирует с железом с образованием оксидов железа, которые мы обычно называем «ржавчиной». Это еще больше ускоряется, когда это происходит в присутствии воды, которая помогает реакции. Хотя это наиболее распространенное явление, существуют и другие типы коррозии, которые могут повлиять на спринклерную систему, например, микробиологическая коррозия (МБК) и гальваническая коррозия.
Любой металлический компонент спринклерной системы подвержен как внешней, так и внутренней коррозии. Хотя обе эти проблемы могут привести к отказу системы, внутреннюю коррозию обнаружить труднее, и она вызывает больше проблем. Внутренняя коррозия обычно начинает формироваться на границе раздела воздух/вода, в то время как внешняя коррозия в большей степени зависит от окружающей среды.
Где возникает коррозия?
Во многих местах трубопроводы и спринклеры более подвержены внешней коррозии. В большинстве этих мест есть различные элементы в атмосфере, которые могут ускорить коррозию. Вот несколько распространенных примеров:
- Участки с удобрениями или навозом (загоны для животных)
- Бассейны или зоны, содержащие химические вещества для бассейнов
- Районы возле океана, подверженные воздействию соленого воздуха
- Хранение соли
- Труба контактирующая с почвой
- Участки с повышенной влажностью (парилка)
В перечисленных местах, где известны коррозионные условия, необходимо устанавливать коррозионно-стойкие спринклеры и коррозионно-стойкие трубопроводы и арматуру. Между тем, все трубы и фитинги, установленные снаружи здания, должны быть устойчивыми к коррозии.
С другой стороны, внутренняя коррозия чаще всего возникает там, где металл, вода и воздух контактируют друг с другом. Это происходит как в мокрых, так и в сухих трубных системах. Для влажных трубопроводных систем коррозия чаще всего возникает около воздушных карманов, которые могут быть образованы в высоких точках. Для сухих систем и систем предварительного срабатывания коррозия чаще всего происходит в нижних точках, потому что именно там скапливается остаточная вода.
Как коррозия влияет на спринклерную систему?
Коррозия пагубно влияет на спринклерные системы, вызывая выход из строя компонентов. Для трубопроводов это может иметь форму утечек через точечные отверстия или скопление ржавчины, ограничивающие поток воды (см. изображение ниже). В этом случае коррозия может закупорить отверстия в спринклерах, повлиять на клапана и схему потока воды или может полностью забить трубу, не давая воде достичь огня. Другие компоненты, такие как подвески для трубопроводов и фитинги, также могут быть подвержены коррозии, что может привести к дальнейшим осложнениям.

Что я могу сделать, чтобы минимизировать коррозию?
Полностью исключить возможность коррозии практически невозможно, однако есть несколько шагов, которые можно предпринять, чтобы уменьшить количество коррозии в системе:
- Лучший материал труб: при попытки отсрочить коррозию лучше всего начать с используемого материала. Некоторые типы трубопроводов более устойчивы к коррозии, например, пластиковые ПВХ, медные или из оцинкованной стали. Есть также преимущества использования более толстых труб, поскольку ржавчина не так быстро разъедает стенку трубы. Использование материалов более высокого качества может стоить дороже, но это продлит срок службы системы и повысит надежность.
- Коррозионностойкий спринклер: когда спринклеры устанавливаются в зонах, подверженных внешней коррозии, они должны быть устойчивыми к коррозии. Это означает, что они должны быть сделаны из коррозионно-стойкого материала, покрыты специальным покрытием, например, воском, или покрыты коррозионно-стойким металлом.
- Водоснабжение: требуется, чтобы водоснабжение было оценено, чтобы определить, имеет ли он какие-либо необходимые коррозионные свойства или может содержать МБК. Если это так, то вам нужно либо установить трубопровод, устойчивый к коррозии МБК, обработать воду добавками, реализовать план мониторинга или заполнить вашу систему азотом для систем с сухим или предварительным срабатыванием.
- Спускной клапан для водозаполненной системы: спускной клапан для воздуха необходимо располагать в верхней точке системы, чтобы воздух мог удаляться с помощью ручного или автоматического клапана. Это может быть разумных подходом к спринклерным системам водозаполненных систем для снижения коррозионной активности. Клапан выпуска воздуха предназначен для выпуска как можно большего количества захваченного воздуха из одного места каждый раз при заполнении системы, таким образом, у металла остается меньше кислорода для реакции.
- Сливная арматура для сухотруба: точно так же, как в системах с мокрыми трубами вы хотите удалить воздух из трубопровода, в системах с сухими трубами или системах предварительного срабатывания вы хотите удалить воду. Сухотрубы должны иметь сливную арматуру в нижней ее части, чтобы вода могла быть удалена из системы. Поскольку большая часть коррозии происходит на границе раздела воздух/вода, это поможет предотвратить коррозию.
- Сухотруб и азот: для систем с сухой трубой азот можно использовать для заполнения сети трубопроводов вместо воздуха. Когда система заполнена азотом, она содержит очень мало кислорода, который является жизненно важным ингредиентом в процессе коррозии. Азот можно подавать через баллоны или азотный генератор.
Как я могу обнаружить коррозию?
Некоторые виды коррозии можно легко идентифицировать, а другие могут быть скрытыми. Во время ежегодной проверки трубопроводов, фитингов и спринклеров с пола обязательно обращайте внимание на внешнюю коррозию, которую можно определить по оранжево-коричневому цвету и грубой текстуре.
Внутреннюю коррозию труднее выявить во время ежегодного осмотра, поэтому оценку внутреннего состояния трубопроводов необходимо проводить каждые пять лет. Вне этой оценки влияние как внутренней, так и внешней коррозии можно увидеть, посмотрев на пятна от воды или протекающую трубу, где коррозия могла вызвать утечки в вашей системе из-за ослабление стенки трубопровода.

Что мне делать, если я обнаружил коррозию?
При значительном образовании коррозии, ухудшающей работу спринклерной системы, эту секцию трубопровода или спринклер необходимо заменить. Если коррозия достаточно сильна, иногда необходимо заменить всю систему.
Решение этих проблем поможет обеспечить надежность вашей спринклерной системы, продлить срок ее службы, и, в конечном итоге, сэкономить ваше время, энергию и деньги. Поделитесь своим опытом работы с системой, которая была установлена в агрессивной атмосфере, в комментариях ниже. Какой был самый большой вызов или извлеченный урок?
Если вы нашли эту статью полезной, подпишитесь на наш Дзен канал, чтобы получить еженедельные персонализированный контент, связанный с миром пожара, электричества, безопасности и жизни.